МЫ РАБОТАЕМ! Запись на ремонт по телефону +7(915)022-63-44

Катализатор

Наши специалисты помогут правильно удалить катализатор и прошить машину на экологический стандарт Евро-2. У нас можно установить пламегаситель или универсальный аналог Евро-4/Евро-5.

Катализатор (другие его названия — каталитический нейтрализатор или конвертер) любого автомобиля представляет собой металлический корпус, имеющий вход и выход для выхлопных газов. В его объем помещен носитель с большой удельной поверхностью, на который нанесен каталитический слой. Материалом для носителя обычно служит керамика и реже металлическая спираль. Состав слоя включает соединения драгоценных металлов: палладия (Pd), родия (Rh) и платины (Pt).

Принцип работы катализатора

Газовая смесь, состоящая из остатков кислорода (O2), окиси углерода (CO), CH (несгоревших углеводородов или попросту бензина) и окислов азота (NO2) поступает в сильно нагретый катализатор. Под воздействием нанесенных на его поверхность соединений, перечисленных выше благородных металлов (Pt, Rh и Pd) происходит химическая реакция дожига вредных газов остатками кислорода до паров воды (H2O), азота (N2) и относительно безвредного диоксида углерода (CO2).

За протеканием этого процесса «следят» два датчика лямбда-зонда. Если реакция прекратится, например, из-за выгорания каталитического слоя, то содержание кислорода после прохождения газовой смеси по каналам катализатора останется без изменений. Это приведет к появлению ошибки P0420 (недостаточная эффективность каталитического нейтрализатора газов) и переводу двигателя в аварийный режим работы. Следует заметить, что значения, получаемые от лямбда-зондов, помогают ЭБУ автомобиля правильно рассчитывать стехиометрический коэффициент топливной смеси, обогащая или обедняя ее кислородом воздуха.

Количество и расположение катализаторов

У большинства машин с мотором «рядная четверка» стоит один или два катализатора. Первый чаще всего объединен с выпускным коллектором, а второй находится далее по выхлопному тракту ближе к резонатору.

Есть несколько популярных моделей с «рядной четверкой», у которых на выпуске сразу два катализатора:

  • BMW 320 (N46)
  • BMW X1 2.0
  • Ford Focus 2 1.6 115 л.с.
  • Ford Focus 3 1.6 105 л.с. с коробкой «робот»
  • Ford Focus 3 1.6 125 л.с.
  • Mitsubishi Outlander I 2.4 160 л.с.
  • Mitsubishi Galant 2.4
  • и некоторые другие

Средний ресурс катализатора на российских дорогах составляет 150 тысяч км, а его стоимость — от 50 до 100 тысяч. Даже на такие «народные» машины, как Киа Рио 3 или Хендай Солярис ценник этого узла у официального дилера стартует с отметки в 45 тысяч (при курсе 60 рублей за доллар).

Высокая стоимость далеко не единственная причина, по которой катализаторы а нашей стране чаще удаляют, чем меняют. Дело в том, что в большинстве случаев керамический носитель находится вблизи к выпускным клапанам двигателя и пыль от него может попадать внутрь цилиндров. Обычно такое случается в момент «перекрытия фаз», когда выпускной клапан еще приоткрыт, а поршень уже пошел вниз. В результате на стенках появляются задиры и двигатель вскоре «ложится».

Причины поломки катализатора

Керамические катализаторы обладают носителем из керамики и применяются большинством автопроизводителей. Они достаточно дешевы и обладают очень большой удельной поверхностью. Главный их недостаток заключается в возможном преждевременном разрушении керамики. Причин для этого может быть много, но главные из них — сбои в зажигании, присадочные жидкости, жор масла из-за изношенного двигателя и плохой бензин.

Металлические катализаторы имеют носитель в виде свернутой металлической ленты, на поверхности которой произведено напыление из благородных металлов. Блоки металлического типа имеют меньшую площадь эффективной поверхности, на которой происходит дожиг CO, CH и NOx. Обычно такие катализаторы позволяют уменьшить содержание вредных примесей до норм EURO-3, поэтому сколько-нибудь широкого распространения они не получили. Исключение составляют спортивные машины.

Как уже упоминалось выше, в большинстве случаев катализатор и выпускной коллектор образуют единую деталь. Такая конструкция позволяет достигать быстрого разогрева носителя до высокой температуры, по достижению которой начинается интенсивное преобразование вредных примесей. Дополнительную очистку отработанные газы получают за счет второго катализатора, расположенного под полом. Такая схема применяется в большинстве современных автомобилей.

Автомобили с V-образными моторами, как правило, укомплектованы тремя и даже четырьмя конверторами — по одному у каждого блока цилиндров, еще один или два устанавливаются под днищем машины.

Кстати, дополнительные катализаторы, которые находятся под днищем почти никогда не имеют после себя лямбда-зонда. Поэтому их иногда называют «пассивными».

Специалисты рекомендуют менять катализаторы одновременно. Редко, когда разрушается один, а состояние второго остается рабочим еще долгое время. Такое возможно только в случае заводского брака у одного из изделий. Поэтому вся каталитическая система автомобиля меняется одновременно. Особенно важно это для V-образных двигателей с двумя верхними катализаторами. Если заменить только один из них, то появляется разность противодавлений, что очень негативно влияет на работу двигателя.

Внимание! Обманка лямбда-зонда и прошивка на Евро-2 не дополняют друг друга! Либо ставится обманка на второй лямбда-зонд либо делается прошивка на Евро-2.

Узнать стоимость ремонта
Внимание! Запчасти не продаем! Занимаемся только ремонтом!
Есть вопросы? Звоните!
+7 (915) 022-63-44