Работаем для тех, кто внимательно относится к своему автомобилю, а не выбирает сервис по принципу
«ближе к дому / дешевле»

Катализатор

Специализируемся на решение вопросов с каталитическим нейтрализаторами. Первый наш сервис открылся в далеком 2007 году. В текущий момент наша сеть включает шесть филиалов в Москве и области.

Внимание! В последнее время многие автолюбители хотят дешевый вариант ремонта с универсальными катализаторами. Их стоимость в разы меньше оригинальных, но и качество примерно во столько же раз меньше. Как итог, чек с ошибкой после замены катализатора на универсальный выскакивает через несколько месяцев эксплуатации, а бывает и раньше. В недобросовестных автосервисах машину отшивают на ЕВРО-2, то есть «тушат» чек, без уведомления автовладельца.

Абсолютно не имеет значения выбор бренда универсального аналога. Все то, что продается по цене от 5-ти до 20-ти тысяч за штуку, произведено в России или Китае. Если это керамика, то раскрошится очень быстро, если металл, то будет работать, но напыление на металле всегда бедное (физически не может быть хорошим). Если машина четвертого и более высокого экокласса, то экологию придется отшивать. Иначе снова будет чек. Скупой платит дважды — не обманывайтесь на низкие цены аналогов!

Катализатор (другие его названия — каталитический нейтрализатор или конвертер) любого автомобиля представляет собой металлический корпус, имеющий вход и выход для выхлопных газов. В его объем помещен носитель с большой удельной поверхностью, на который нанесен каталитический слой. Материалом для носителя обычно служит керамика, в в старых машинах ТРЕТЬЕГО экологического класса металлическая спираль. Состав слоя включает соединения: палладия (Pd), родия (Rh) и реже платины (Pt).

Керамические катализаторы обладают носителем из композита, походим на керамику и повсеместно применяется в настоящее время. Они обладают очень большой удельной поверхностью, что необходимо для эффективной нейтрализации вредных газов (ЕВРО-4 / ЕВРО-5). Главный их недостаток заключается в высокой цене и возможном преждевременном разрушении керамики. Причин для этого может быть много, но главные из них — сбои в зажигании, присадочные жидкости, жор масла из-за изношенного двигателя и плохой бензин.

Металлические катализаторы имеют носитель в виде свернутой металлической ленты с напылением из драгметаллов. Блоки металлического типа имеют меньшую площадь эффективной поверхности. Токсичные примеси в них догорают хуже и реально достигаемый экологический класс — третий. Обозначение ЕВРО-4 и ЕВРО-5 на металлический универсальных блоках не более чем маркетинг.

Основная задача катализатора — понижать вредность отработанных газов. Чем меньше в них содержится токсичных веществ, тем меньше запах за машиной.

Новые катализаторы стоят очень дорого. Например, дилерский ценник на эту деталь для Kia Sportage 3 или Hyundai IX35 к концу 2022 года превысил 100 тысяч рублей. Если поискать на разных торговых площадках, то можно найти тысяч на десять — пятнадцать дешевле. В любом случае такая цена для среднестатистического владельца подобной машины окажется просто космической и единственным решением становится удаление катализатора и программная адаптация машины на работу без него, то есть прошивка под ЕВРО-2.

Принцип работы катализатора

Газовая смесь, состоящая из остатков кислорода (O2), окиси углерода (CO), CH (несгоревших углеводородов или попросту бензина) и окислов азота (NO2) поступает в сильно нагретый катализатор. Под воздействием нанесенных на его поверхность соединений, перечисленных выше благородных металлов происходит химическая взаимодействие с остатками кислорода.

Процесс контролируется двумя кислородными датчиками (лямбда-зондами). Если реакция прекратится, например, из-за выгорания каталитического слоя, то содержание кислорода после прохождения газовой смеси по каналам катализатора останется без изменений. Это приведет к появлению ошибки P0420 (недостаточная эффективность каталитического нейтрализатора газов) и переводу двигателя в аварийный режим работы. Следует заметить, что значения, получаемые от лямбда-зондов, помогают ЭБУ автомобиля правильно рассчитывать стехиометрический коэффициент топливной смеси, обогащая или обедняя ее кислородом воздуха.

Количество и расположение катализаторов

У большинства машин с мотором «рядная четверка» стоит один или два катализатора. Первый чаще всего объединен с выпускным коллектором, а второй находится далее по выхлопному тракту ближе к резонатору.

Есть несколько популярных моделей с «рядной четверкой», у которых на выпуске сразу два катализатора:

  • BMW 320 с двигателем N46
  • BMW X1 2.0
  • Ford Focus 2 1.6 115 л.с. дорестайл
  • Ford Focus 3 1.6 105 л.с. с коробкой «робот»
  • Ford Focus 3 1.6 125 л.с.
  • Mitsubishi Outlander I 2.4 160 л.с.
  • Mitsubishi Galant 2.4
  • и некоторые другие

Как уже упоминалось выше, в большинстве случаев катализатор и выпускной коллектор образуют единую деталь. Такая конструкция позволяет достигать быстрого разогрева носителя до высокой температуры, по достижению которой начинается интенсивное преобразование вредных примесей. Дополнительную очистку отработанные газы получают за счет второго катализатора, расположенного под полом. Такая схема все чаще применяется большинством автоконцернов.

Автомобили с V-образными моторами, как правило, укомплектованы тремя и даже четырьмя конверторами — по одному у каждого блока цилиндров, еще один или два устанавливаются под днищем машины.

Установленные под днищем автомобиля ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ катализаторы почти никогда не имеют после себя лямбда-зонда. Поэтому их иногда называют «пассивными».

Причины поломки катализатора

Безопасный срок использования катализатора с учетом «качественного» отечественного бензинв составляет (данные получены исходя из нашего опыта):

  • 100 тысяч км для Киа и Хендай (2016 - 2023 г.в.)
  • 200 тысяч - японские машины
  • 150 тысяч - авто группы VAG (Seat, Skoda, VW, Audi и т.д.)

Многие СТО, специализирующиеся на «корейцах», рекомендуют вырезать катализаторы сразу у новой машины. Дело в том, что используемая в них керамика традиционно низкого качества. Это не только наше мнение, но и большинства специалистов, которые каждый день работают с Kia и Hyundai. Можете сами перепроверить нашу информацию, запросив в Гугле, например, «катализатор попал в двигатель» или «задиры на цилиндрах и катализатор». В подавляющем большинстве случаев керамика на таких машинах начинает сыпаться на пробеге до 100 тысяч. С другой стороны дилером давалась гарантия (не знаем, как с ней обстоят дела в настоящий момент) в 3 года либо 100 тысяч км.

ЕСЛИ У МАШИНЫ ЕСТЬ МАСЛОЖОР ИЛИ ПРОБЛЕМЫ С ЗАЖИГАНИЕМ, ТО КАТАЛИЗАТОР ОЧЕНЬ БЫСТРО ВЫЙДЕТ ИЗ СТРОЯ.

ЗАДАТЬ ВОПРОС