Удаление катализатора

Наши специалисты помогут правильно удалить катализатор и прошить машину на экологический стандарт Евро-2. У нас можно установить пламегаситель или универсальный аналог Евро-4/Евро-5.

Катализатор (другие его названия — нейтрализатор или конвертер) любого автомобиля представляет собой металлический корпус, имеющий вход и выход для выхлопных газов. В его объеме находится носитель с большой удельной поверхностью, на который нанесен каталитический слой. Материалом для носителя обычно служит керамика и реже металлическая спираль. Химический состав слоя включает соединения драгоценных металлов: рутения (Ru), родия (Rh) и платины (Pt).

Принцип работы катализатора

Газовая смесь, состоящая из остатков кислорода (O2), окиси углерода (CO), CH (несгоревших углеводородов или попросту бензина) и окислов азота (NO2) поступает в сильно нагретый катализатор. Под воздействием нанесенных на его поверхность соединений, перечисленных выше благородных металлов (Pt, Rh и Ru) происходит каталитическая реакция дожига вредных газов остатками кислорода до паров воды (H2O), азота (N2) и относительно безвредного диоксида углерода (CO2).

За протеканием этого процесса «следят» два датчика лямбда-зонда. Если реакция прекратится, например, из-за выгорания каталитического слоя, то содержание кислорода после прохождения газовой смеси по каналам катализатора останется без изменений. Это приведет к появлению ошибки P0420 (недостаточная эффективность каталитического нейтрализатора газов) и переводу двигателя в аварийный режим работы. Следует заметить, что значения, получаемые от лямбда-зондов, помогают ЭБУ автомобиля правильно рассчитывать стехиометрический коэффициент топливной смеси, обогащая или обедняя ее кислородом воздуха.

Количество и расположение катализаторов

У большинства машин с мотором «рядная четверка» стоит один или два катализатора. Первый чаще всего объединен с выпускным коллектором, а второй находится далее по выхлопному тракту ближе к резонатору.

Есть несколько популярных моделей с «рядной четверкой», у которых на выпуске сразу два катализатора:

  • BMW 320 (N46)
  • MBW X1 2.0
  • Ford Focus 2 1.6 115 л.с.
  • Ford Focus 3 1.6 125 л.с.
  • Mitsubishi Outlander I 2.4 160 л.с.
  • Mitsubishi Galant 2.4

Средний ресурс катализатора на российских дорогах составляет 150 тысяч км, а его стоимость — от 50 до 100 тысяч. Даже на такие «народные» машины, как Киа Рио 3 или Хендай Солярис ценник этого узла у официального дилера составляет примерно 45 тысяч (на 2019 год).

Высокая стоимость далеко не единственная причина, по которой катализаторы а нашей стране чаще удаляют, чем меняют. Дело в том, что в большинстве случаев керамический носитель находится вблизи к выпускным клапанам двигателя и пыль от него может попадать внутрь цилиндров. Обычно такое случается в момент «перекрытия фаз», когда выпускной клапан еще приоткрыт, а поршень уже пошел вниз. В результате на стенках появляются задиры и двигатель вскоре «ложится».

Причины поломки катализатора

Керамические катализаторы обладают носителем из керамики. Такой тип катализаторов используется большинством автопроизводителей. Они достаточно дешевы и обладают очень большой удельной поверхностью. Главный их недостаток заключается в возможном преждевременном разрушении керамики. Причин для этого может быть много, но главные из них - сбои в зажигании, присадочные жидкости, изношенный двигатель и плохой бензин.

Металлические катализаторы имеют носитель в виде свернутой металлической ленты, на поверхности которой произведено напыление из благородных металлов. Каталитические блоки металлического типа имеют меньшую площадь эффективной поверхности, на которой происходит дожиг CO, CH и NOx. Обычно такие катализаторы позволяют уменьшить содержание вредных примесей до норм EURO-3, поэтому сколько-нибудь широкого распространения они не получили.

Машин, у которых выхлопная система комплектуется одним нейтрализатор сравнительно мало. Это хорошо всем известные бюджетные иномарки, рабочий объем двигателя которых обычно не превышает 1,6 литра - Mazda 3, Kia Ceed, Chevrolet Lanos и т.д. Катализатор у этих машин обычно составляет единое целое с выхлопным коллектором (у Chevrolet Lanos он находится на приемной трубе). Такая конструкция обеспечивает быстрый прогрев нейтрализатора газов до рабочей температуры, по достижению которой начинается интенсивное преобразование вредных примесей. Однако, и среди малолитражек встречаются машины с двумя катализаторами, например, Mitsubishi Lancer 9 1.6 л, Ford Focus 2 1.6 л (125 л.с.) и некоторые другие.

Подавляющее большинство современных седанов, кроссоверов и хэтчбеков европейского, корейского и японского производства с рядными (R-образными) моторами имеют два катализатора - Suzuki SX4, Suzuki Liana, Toyota Rav 4. У приведенных в качестве примера машин, один катализатор объединен с выпускным коллектором, а второй закреплен под днищем машины. Автомобили с V-образными моторами как правило укомплектованы тремя и даже четырьмя конверторами - по одному у каждого ряда цилиндров, еще один или два устанавливаются под днищем машины.

Кстати, дополнительные катализаторы, которые находятся под днищем зачастую не имеют после себя лямбда-зонда. Поэтому их иногда называют "пассивными".

Специалисты рекомендуют заменять катализаторы одновременно. Редко, когда разрушается один, а состояние второго остается рабочим еще долгое время. Такое возможно только в случае заводского брака у одного из изделий. Поэтому вся каталитическая система автомобиля меняется одновременно. Особенно важно это для V-образных двигателей с двумя верхними катализаторами. Если заменить только один из них, то появляется разность противодавлений, что очень негативно повлияет на работу двигателя.

Внимание! Обманка лямбда-зонда и прошивка на Евро-2 не дополняют друг друга! Либо ставится обманка на второй лямбда-зонд либо делается прошивка на Евро-2. Оба способа предназначены ТОЛЬКО для того, чтобы убрать Check Engine (ошибку), которая неизбежно появляется в следующих случаях:

Узнать стоимость ремонта
Внимание! Запчасти не продаем! Занимаемся только ремонтом!
Есть вопросы? Звоните!
+7 (915) 022-63-44